ВИС ВИТАЛИС A Side 01 - Уголь золото сталь B side 01 - Rockstar |
Все слова, музыка, инструменты, аранжировка, запись, сведение, мастеринг – Вис Виталис, кроме: 01 – Бэк-вокал: Алиса Малинина, Ксения Соколова 10 – Текст: Вадим Седов Релиз 07-11-2022 |
РЕЦЕНЗИИ
Илья Холмогоров
Оригинал: http://musicfirework.com/2022/11/07/vis-vitalis-ugol-2022/
Новая эра русского рока?..
Свежий альбом Виса Виталиса удивляет, восхищает и будоражит
7 ноября 2022 года вышел очередной альбом Виса Виталиса под названием «Уголь».
Наш обозреватель одним из первых прослушал «Уголь», оставшись под большим впечатлением, и вот почему…
Все 10 треков «Угля» я прослушал на одном дыхании, и даже показалось, что альбом закончился слишком быстро — хотелось продолжения. Все композиции, хоть и выполнены в едином ключе, при этом индивидуальны и самобытны: в этом главная «фишка» Виса Виталиса. Он, в отличие от многих своих коллег по рок-сцене, не связывает себя рамками, одинаково легко используя рэперский речитатив в хард-роке или русскую народную глиняную свистульку в классическом рок-н-ролле.
В новом альбоме это разнообразие тоже чувствуется: здесь есть и тяжёлая музыка, и «американа» с элементами кантри-рока, и лирические баллады, напоминающие Криса Ри, и рок-н-ролл, а завершает альбом восьмиминутная рок-сюита на стихи Вадима Седова «Время Героев», своеобразный минималистический прогрессив.
На мой взгляд (и слух) этой работой Вис Виталис совершил своего рода музыкальный прорыв. Его «Уголь» разносторонен, но гармоничен, в нем вы услышите и красивые мелодии и неподдельную энергию и – что, впрочем, для автора давно является стандартом, — умные и профессиональные тексты.
Эта работа может развлечь, может зарядить, а может и заставить призадуматься.
Следующий альбом музыканта планируется к выпуску в будущем году и у него уже есть название — «Золото». Полагаю, альбом 2024 года будет называться «Сталь», если я верно уловил намек автора, и если это так, то мы становимся свидетелями единой и увлекательной музыкальной истории.
07.11.2022
===============
МИФОПОЭТИКА УГЛЯ,
или разбор нового альбома Виса Виталиса
by ДМИТРИЙ ГРОМОВ
7 ноября 2022 года состоялся релиз музыкального альбома Виса Виталиса УГОЛЬ. Любители русского рока, кто в теме, уже слушали альбом Виса ЖЕЛЕЗО летом 2020 года. Обложка УГЛЯ сделана в едином серийном оформлении с ЖЕЛЕЗОМ, это второй том. Видимо, появится и третий том; как можно догадаться по названию одной из песен, он будет называться ЗОЛОТО. То есть, части трилогии представляют собой названия металлов и горных пород. Ввиду того, что в текстах много внимания уделяется природным стихиям, можно сказать, что в названиях альбомов представлены части стихии земли, если говорить языком античной и средневековой натурфилософии, выделяющей четыре стихии – землю, огонь, воду и ветер, а также некий «пятый элемент».
Далеким летом 2020 года я написал на ЖЕЛЕЗО рецензию, а точнее, маленький литературоведческий разбор, в котором показал, как Вис работает с символикой и как мифопоэтика альбома соотносится с ключевыми темами его творчества. Если коротко, разбор сводился к следующим положениям.
Во-первых, песенная поэзия Виса Виталиса романтична. Имеется в виду романтика в ее первичном понимании, как понятие романтизма - литературного и художественного течения конца XVIII – начала XIX века. Центральной фигурой этого направления являлся «романтический герой» - исключительная личность в исключительных обстоятельствах (по выражению Виссариона Белинского), в одиночку противодействующая окружающему миру. Образ романтического героя последовательно разрабатывается Висом Виталисом, в том числе в альбоме «Железо».
Во-вторых, альбом «Железо» мифологичен. В отличие от альбомов прошлых лет, в данном проекте упор делается на мистичность и даже фэнтезийность текстов.
В-третьих, в текстах песен специально введены сквозные образы; они концептуально скрепляют весь альбом; кроме того, за счет насыщенности символами образы песен приобретают дополнительные смыслы, неочевидные, если бы песня воспринималась без контекста.
Для нового альбома эти принципы остаются в силе. Рассмотрим по порядку. Альбом состоит из десяти песен, причем текст последней, десятой, написан Вадимом Седовым.
МИФОЛОГИЧНОСТЬ УГЛЯ
В текстах альбома прослеживается несколько мифологических тем. Имеются в виду темы, которые присутствуют более чем в одной песне, то есть, являются сквозными и, видимо, сознательно выстроенные автором как сквозные.
1. Прежде всего, это тема перехода между мирами – из жизни в смерть и из смерти в жизнь. Смерть и жизнь являются основными онтологическими категориями человеческого существования. Соответственно, осмысление «того света» присутствует во всех мифологиях мира. Есть и определенные закономерности описания перехода между мирами. Для русскоязычного читателя эти мифообразы знакомы, прежде всего, по книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», обычно в пересказах и различных литературных осмыслениях. Согласно мифологии перехода, герой при движении на «тот свет» пересекает некую водную преграду. Его может сопровождать помощник или же встречать «страж» того света. При переходе возникает инверсия, изменение личности; например, умерший начинает видеть мертвых, но представители мира мертвых оказываются слепы для мира живых.
Тема перехода лучше всего представлена в первой и последней композициях альбома.
В первой песне вооруженные герои-мужчины входят в некое новое для себя пространство, переплывая водную преграду:
И толкнувшись шестами, мы отпустили причал
И все знали, что будет, хотя и никто не знал
То что, просто все просто и эта дорога ждет
Психопомпом (персонажем, помогающем перейти между мирами) выступает некий мистический проводник:
Он глядел из под шлема как ворон и как друид
И казалось, сама Вселенная нам говорит
Он сухо дает указания отплывающим, объясняет им основные принципы будущей жизни:
Деньги могут убить тебя, девки тебя сожрут
Просто все что мы любим, обращается против нас
Ведь кому Циклон Б, а кому - веселящий газ
Он слеп сам («Проводник улыбается, слепо смотря во тьму») и лишает зрения уходящих в дорогу мужчин: «Завяжите глаза, вам не нужно увидеть путь».
Но зрение у мужчин не исчезает, оно деформируется:
И тогда мы проверили обувь, оружье, ремни
И тогда мы зажгли небеса, погасив огни
Происходящее имеет циклический характер, иначе говоря, герои не в первый раз совершают свой маршрут, он не предполагает обратного пути:
И просыпется время, свивающееся в спираль
И никто не вернется и ничего не жаль
Расскажи то, что понял себе или никому (…)
И все знали, что будет, хотя и никто не знал
То что, просто все просто…
Пересекая водную преграду, герои становятся стихиями:
Это время, свивающееся в спираль
Это просто мы сами уголь, золото, сталь
Теме перехода между мирами посвящена третья песня – «Хозяин мертвых псов». Здесь мифологическая схема перехода не предполагает водной преграды: граница, которую нельзя пересекать, это некий круг.
Огонь превращается в пепел
Вода превращается в лед
И тот кто вышел из круга
Обратно уже не войдет
Когда они умирают
Над ними смеются с небес
Никто из них не вернулся
И только один воскрес
Видимо, круг замыкает огонь костра, который со временем погаснет.
Здесь тоже присутствует водная преграда:
И тот, кто выходит на берег
Не тот, кто в реку вошел
И тот, кто ни в чем не уверен
Уверенней держит ствол
Ситуацию контролирует некий мистический персонаж «хозяин мертвых псов». Псы как психопомпы встречаются во многих мифологиях. Очевидно, в первой и третьей песнях автор ориентируется на образ Одина, бога германо-скандинавской мифологии. Его атрибуты два ворона («Он глядел из под шлема как ворон и как друид») и два волка («мертвых пса»)
При упоминании «мертвых псов» речь опять идет об инверсии при переходе границы между мирами: псы мертвы, но они вполне активны, «облизывают и облаивают», видимо, душу умершего, которая взвешивается «на разных чашах весов».
Наконец, в последней песне – «Время героев» - герои также пересекают водную преграду, теперь она конкретно названа как Ахерон – река в греческой мифологии отделяющая царство мертвых. Харон перевозит через реку души умерших, в качестве платы он берет монеты, положенные умершему в рот. За Ахероном на райских лугах продолжают жить персонажи городских легенд.
Час настанет - и нас позовёт старина Харон
Прокатиться всем составом за Ахерон.
Но надеюсь: всю мелочь, которую мы накопим -
Соберём, веселясь, затолкаем Харону в рот,
И, оставив его, пойдём на тот берег вброд,
Как когда-то красные шли по сивашским топям.
Неохота, конечно, кричать раньше времени «гоп»,
Ну а вдруг: перейдём Сиваш, возьмём Перекоп,
И за ним увидим не тронутых зябким тленом:
По зелёной поляне Гарринча летит с мячом,
Насмерть бьётся Брусли, и всё ему нипочём,
И, сверкая очками, поёт на крыле Джон Леннон.
Первая и последняя песни тематически закольцовывают альбом и композиционно организуют его. В первой речь идет о мужчинах, которые проникают через водную преграду в жизнь, а в последней, наоборот, о мужчинах, уходящих через Ахерон в райские поля.
2. Еще один сквозной мотив альбома – потепление или похолодание, в котором оказываются герои песен; этот процесс несет смертельную угрозу или, наоборот, оказывает благотворное воздействие. В отличие от предыдущего мотива, который построен на традиционной мифологии, данный мотив просто сконструирован автором. Он присутствует в нескольких песнях.
- «Рыбы в холодной воде». Лирические герои сопоставляются с находящимися в опасности рыбами, они плавают в нагревающейся воде, которая, видимо, дойдет до кипения. Им некуда деться из этого пространства.
Мы все просто рыбы в холодной воде
И похоже, она начинает теплеть
И надо уплыть, только выхода нет
И мы просто рыбы в холодной воде (…)
Мы все просто рыбы в холодной воде
В бидоне, кастрюле и сковороде
- «Хозяин мертвых псов». Пространство, пригодное для жизни, постепенно остывает, что приводит к смерти людей:
Огонь превращается в пепел
Вода превращается в лед (…)
Следы запорошила вьюга
К утру и совсем занесет
И тот, кто вышел из круга
Обратно уже не войдет
- «Воздух становится теплым». Герой своим пением, наоборот, согревает мир.
Земля это божий бильярдный шар
Когда я пою, изо рта идет пар
И древним огнем обжигает небесные стекла
Слова улетают, нагретые мной
Ведь Боги сказали мне просто: пой
И вот я пою
И воздух становится теплым
То есть, происходит и нагревание и охлаждение. В первых двух случаях это убивающее действие, в третьем, наоборот, оживляющее.
3. Еще один мифопоэтический подход, практикуемый в альбоме, - использование природных стихий, их персонификация, помещение людей и мифологических персонажей в контекст стихий. Так, уже говорилось, что составляющими стихии земли являются уголь, золото, сталь (железо), - и как названия альбомов цикла, и как образы первой песни альбома УГОЛЬ.
Оставив слушателю возможность самостоятельно проследить «стихийность», которая пронизывает почти все тексты песен, ограничимся только несколькими примерами. Герои оказываются сродни ветру, действует в согласии с ним, ветер им помогает:
И я останусь в игре
Покуда чувствую ветер
Короче, вей, ветер, вей
И мы еще покатаем
[Олдтаймер]
Мне как ветру дано
Во все стороны веять
[Люби меня]
Эта песня летела белым птичьим пером,
Заполняла собой Ленинградку, Химки, аэродром
[Время героев]
РОМАНТИЗМ УГЛЯ
Как было сказано в начале разбора, в своем творчестве Вис Виталис последовательно создает образ романтического героя, «исключительной личности в исключительных обстоятельствах». В «Угле» эта линия продолжается.
Композиция выстроена так, что кроме первой и последней песен, повествующих о переходе (вхождении в пространство жизни и выходе из него), и «Рыб в холодной воде» речь идет о герое-одиночке. Он говорит о себе в первом лице единственного числа [Игуана; Олдтаймер; Rockstar; Воздух становится теплым; Люби меня] или же к нему обращаются в единственном числе [Хозяин мертвых псов; Укус].
Как романтический герой противопоставляет себя окружающему миру, так и лирические герои альбома постоянно себя кому-то противопоставляют. Часто (да чуть ли не всегда) конфликт с окружающим имеет черты фантастического действия.
Тема противостояния окружающей действительностью задается в первой же песне:
Деньги могут убить тебя, девки тебя сожрут
Просто все что мы любим, обращается против нас (…)
Нам ничего не жаль
Нас никому не жаль
[Уголь золото сталь]
Крайняя степень неприятия окружающего проявлена во второй песне альбома, где лирический герой говорит о себе как о существе другого биологического вида по отношению к окружающим:
Обезьяна жрет, обезьяна пьет,
Обезьяна другую по роже бьет,
Обезьяна валяется пьяной.
А я попал игуаной в страну обезьян,
В том, что им нормально, я вижу изъян,
Но чтобы выжить здесь,
Я должен стать обезьяной.
На соответствие «романтическому» канону можно проверить практически все песни, но отметим еще один момент: у романтического героя альбома есть не только противники, но и важный союзник - некое высшее существо, бог, мифологический персонаж, стихия. Этот союзник помогает не столько жить, сколько заниматься поэтическим и музыкальным творчеством:
Все должно очистить огнем и водой
Ведь Боги сказали мне - просто пой
И вот я пою,
Чтоб нынешнее иссохло
Мои слова мед и мои слова спирт
Но просто я знаю, что нас исцелит
И вот я пою
И воздух становится теплым
Тема провиденциальности поэзии и поэтического творчества является одной из ключевых для русской литературы, начиная с XVIII века (если, конечно, не вспоминать велесова внука Бояна). Вис Виталис продолжает эту тему. Наиболее интересно о мистической вдохновленности поэзии, как мне кажется, говорится в предпоследней песне альбома – «Укус». Пуантом здесь является последняя строка, говорящая о некоем укусе как экзистенциальной сущности жизни:
И умереть, едва войдя во вкус
Но до поры смириться с этой ношей
Кормить котов, чесать за ушком кошек
И жить пока болит укус
Пока болит укус
Двумя куплетами раньше поясняется, что укус – инициирующее действие, совершенное богом для того, чтобы герой писал стихи:
Писать стихи, когда господь укусит
И удивляться, что все не отпустит
И неизменным видеть мир вокруг
УГОЛЬ УГЛЯ
В начале разбора указывалось несколько сквозных образов, объединяющих тексты альбома в единое целое. Этот перечень далеко не полон, сквозных образов много, они прослеживаются порой очень неожиданно.
Так, строка о звездах первой песни – «И тогда мы зажгли небеса, погасив огни» - получает развитие в шестой композиции:
Над антеннами крыш горит небесный пожар
Эти звезды здесь лишь, чтоб ты увидел их жар
И кто-то рухнет во тьму, а кто-то станет блистать
Но я готов ко всему,
`Cos i`m a rock star (…)
И если этот огонь тебя сжигает внутри
Все мечи на кон, вставай на край и смотри
Этот свет не зря летел столько лет
Ведь он горит для тебя, этот яркий свет
[Rockstar]
Еще одна сквозная тема – собаки и оборотничество. Так, разбиравшаяся выше песня «Хозяин мертвых псов» дважды дает отголоски. Во-первых, упоминается, что «за витринами моллов всё так же воют собаки» [Олдтаймер]. Вроде бы собаки и собаки, но внимательного слушателя не оставит тревога: не простые это собаки, нет. Во-вторых, укус. Мы-то знаем, кто инициирует через укус, и откуда в песне вдруг появляется «шерсти клок», явно не кошачий [Укус]…
Как и в предыдущем альбоме, насыщенность символами настолько велика, что создается интересный эффект: кажущиеся нейтральными образы также оказываются наполнены дополнительными смыслами. Одни тексты индуцируют смыслы на другие.
Например, уже говорилось, что композиция альбома выстроена так, что в первой и второй песне упоминается некая водная преграда между жизнью и смертью. И когда в предпоследней песне [Укус] появляется еще одна река, она воспринимается в экзистенциальном контексте, как частный случай рек мертвых:
Но надо жить, оплачивать счета
Ложиться поздно, просыпаться долго
Гнить с головы, но очищать с хвоста
Не забывать, куда впадает Волга
Еще один пример: песня «Люби меня». В общем-то, это довольно узнаваемый формат брутальных рок-н-рольных песенок про «маленькую бейбу» (каждый вспомнит пару-тройку таких). Но в окружении мифологических образов альбома слушатель начинает искать второй смысл и здесь тоже, и не успокоится, пока не найдет.
КОНЦЕПЦИЯ УГЛЯ
Сказанное выше позволяет сделать некоторые обобщения. В альбоме «Уголь» (2022) прослеживается преемственность к более раннему альбому Виса Виталиса «Железо» (2020). Тексты этих двух альбомов выстроены по сходным схемам, заметно следование единой стилистике. Очевидно, что они задуманы как части цикла, видимо, еще не законченного.
Альбом мистичен и мифологичен; в большинстве песен присутствуют фантастические образы. Среди основных тем – переход между мирами (смертью и жизнью); нагревание и охлаждение как метафоры постепенного умирания и оживления; общение со стихиями.
Лирический герой альбома - это герой романтического типа – исключительная личность в исключительных обстоятельствах, в одиночку противодействующий окружающему миру и испытывающий внутреннее единство с природными и мистическими стихиями, но в то же время находящийся в конфликте и с обществом, и с мистическим окружением.
Цельность альбома обеспечивается большим количеством сквозных образов, а также внутренними ссылками, аллюзиями, коннотациями. Наличие единой концепции альбома позволяет индуцировать в песнях дополнительные смыслы.
Чем же различаются мифопоэтика «Железа» и «Угля»?
Семантически содержание первого альбома определяется его заглавным образом, раскрытым в первой песне – Железом. Это не столько металл, сколько универсальный организующий принцип, одна из онтологических первооснов мира, амбивалентная сила, совершающая противоположные по своей направленности действия – и созидающие, и разрушающие. И фантастические персонажи, представленные в альбоме, и сам лирический герой также большей частью стихийны, активны, амбивалентны (и созидательны, и разрушительны, порой одновременно).
Уголь – осадочная порода, образовавшаяся из остатков древних растений; он топливо - горит, давая тепло людям. Символически этот образ, заявленный в названии второго альбома и его первой песни, отражает и содержание альбома. Хотя, как и в первом альбоме, здесь большое внимание уделяется жизненной активности (борьбе – победам и поражениям), но намного больше представлены темы рождения и умирания. Две песни, описывающие переход между мирами (из смерти в жизнь и обратно), начинают и заканчивают альбом, организуя его композиционно. Как бы герои альбома (и его основной лирический герой) в первой песне приходят в жизнь, проживают ее в труде и творчестве, а в последней – отправляются обратно за Ахерон, «уходя на тот берег вброд, как когда-то красные шли по сивашским топям». Если альбом ЖЕЛЕЗА основной упор делает на жизнь и борьбу, то альбом УГЛЯ – на рождение, творческое горение и смерть.
Интересно, как концепция цикла будет развита в третьем альбоме – ЗОЛОТЕ?
Разбор сделал Дмитрий Громов
P.S. Тексты альбома «Уголь» цитируются по материалам личного сайта Виса Виталиса, с сохранением авторской пунктуации.P.S.S.